Осенью 2023 года Татьяна Буцкая, депутатка Госдумы от «Единой России», представила законопроект о «российской полке». Он был разработан при поддержке Минпромторга, и предполагал деление товаров в торговых сетях и на маркетплейсах на «своих» и «чужих». Для признания продукции «отечественной» она должна не просто быть изготовлена на территории Росси, но и владельцы фабрик должны быть россияне или белорусы, а сами бренды товаров — находиться в собственности граждан РФ. Согласно законопроекту, агрегаторам и интернет-магазинам вменялось в обязанность «обеспечить первоочередное размещение предложений» о продаже именно отечественных товаров. Долю российской продукции должен был определить Минпромторг, но она должна быть не менее 50% или 50 первых карточек товаров.
Тогда же законопроект о «российской полке» был направлен на согласование в правительство, однако сразу столкнулся с критикой со стороны других ведомств и отраслевых союзов.
Против такого протекционизма выступает Федеральная антимонопольная служба. В ведомстве предположили, что подобные правила приведут к росту цен. Ретейлеры не смогут выполнить предложенные в документе нормы, в частности, если поставки российских товаров сорвутся по объективным причинам. Торговая сеть станет нарушителем, что повлечет за собой штрафы и другие меры воздействия. Чтобы избежать убытков, потенциальные штрафы «переложат» на потребителей, то есть повысят цены. Ну и, наконец, такая «российская полка» просто не может повысить конкурентоспособность отечественных товаров.
Ранее против законопроекта выступило и Минэкономразвития (МЭР). В этом ведомстве сочли «неясным механизм реализации соответствующего положения», во всяком случае, для онлайн-продаж. По мнению представителей МЭР, продавцам, вероятно, придётся перенастраивать алгоритмы, чтобы потребитель продолжал получать предложения о товарах, основанные на его предпочтениях. «Запрос формируется покупателем по заданным им критериям, в том числе посредством указания на конкретный товар. В этой связи безусловное первоочередное размещение предложений о заключении договора купли-продажи товаров российского происхождения может быть не обеспечено по техническим (объективным) причинам».
В зооиндустрии российские производители кормов постепенно набирают популярность. В августе прошлого года Telegram-канал «PROЗообизнес» провёл опрос, чтобы выяснить, насколько предприниматели доверяют российским маркам кормов.
- Половина респондентов уже начала расширять ассортимент российских кормов в своем портфеле, однако только 8% из них считают, что у отечественного производства большие перспективы
- 17% подписчиков начали закупать российские рационы для животных для продажи, но главный акцент по-прежнему делают на проверенном и доступном импорте.
- 20% опрошенных болезненно воспринимают уход импортных кормов с российского рынка и находятся в поиске новой стратегии деятельности.
- 12% точечно работают с российскими брендами, выбирая в первую очередь те, которые рекомендуют профессионалы отрасли.
- 9% опрошенных уже заменили большую часть ассортимента отечественными торговыми марками.
- 4% без удовольствия перешли на торговлю отечественной продукцией.
- 7% респондентов опроса «Зооинформа» признались, что боятся закупать российские бренды из-за нестабильного качества и претензий со стороны покупателей. Ещё 7% продолжат торговать импортными кормами до тех пор, пока это будет возможно.
- 13% респондентов сами являются производителями кормов.
- Ещё 3% респондентов считают, что главным является популярность корма у покупателей, а не страна его производства.
Источник: Retail.ru
ССЫЛКА https://zooinform.ru/fas-vyskazalas-protiv-zakonoproekta-o-rossijskoj-polke/