МОО «Экспертный совет по заповедному делу» направил рекомендации по вопросам развития и функционирования ООПТ регионального значения в профильные государственные структуры

МОО «Экспертный совет по заповедному делу» направил рекомендации по вопросам развития и функционирования ООПТ регионального значения в профильные государственные структуры.

МОО «Экспертный совет по заповедному делу» подготовлены рекомендации по итогам тематического заседания «Проблемы развития и функционирования ООПТ регионального значения обсудил Экспертный совет по заповедному делу».

Мероприятие прошло на площадке Института географии РАН, в нем приняли участие члены МОО «Экспертный совет по заповедному делу», представители региональных органов управления ООПТ и региональных дирекций ООПТ, научной и природоохранной общественности.

Рекомендации были направлены в адрес руководителей Минприроды России, Федерального агентства лесного хозяйства, Генеральной прокуратуры РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Правительства Московской области, Кабинета министров Республики Татарстан, Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии и устойчивому развитию.

РЕКОМЕНДАЦИИ по итогам тематического заседания «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООПТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ»
4 июля 2024 года, г. Москва, Институт географии РАН

МОО «Экспертный совет по заповедному делу», обсудив заявленную тему: следуя Экологической доктрине Российской Федерации, рассматривающей создание и развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии;
руководствуясь Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента России от 19 апреля 2017 года № 176), относящей расширение мер по сохранению биологического разнообразия и развитие системы ООПТ к приоритетным
направлениям в области обеспечения экологической безопасности;
учитывая Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», определивший в числе задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Экологическое благополучие», сохранение биологического разнообразия и устойчивое развитие ООПТ;
исходя из международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Куньминско-Монреальской рамочной программы в области биоразнообразия и предусматривающих существенное увеличение площади охраняемых природных территорий к 2030 году;
принимая во внимание Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия (сделано 16 мая 2024 г. в ходе визита Президента России В.В. Путина в КНР), в котором отмечено, что Стороны приветствуют принятие Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программы в области биоразнообразия, состоявшееся на 15-й сессии Конференции
Сторон Конвенции о биологическом разнообразии;
отмечая, что 89% ООПТ в Российской Федерации относятся к ООПТ регионального значения, суммарно составляющих почти половину всей площади ООПТ в стране;
опираясь на разработанные отечественными учеными научные основы формирования экологического каркаса на местном, региональном и федеральном уровнях;
подчеркивая, что в современном мире миссия ООПТ всех категорий заключается в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы;

РЕКОМЕНДУЕТ:

I. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1. Подготовить и в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части установления следующих норм:
а) запрета на всех категориях ООПТ регионального значения добычи полезных ископаемых (кроме подземных вод), строительства линейных объектов (за исключением необходимых для обеспечения функционирования ООПТ и расположенных в их границах населённых пунктов, а также линейных объектов федерального значения при отсутствии других вариантов их размещения), строительства иных объектов за пределами населенных пунктов и земельных участков, занятых существующими объектами инфраструктуры, осуществления сплошных рубок леса (кроме сплошных рубок, необходимых для строительства указанных выше линейных объектов);
б) необходимости утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти типовых (общих) положений о всех категориях ООПТ федерального и регионального значения, предусмотренных Федеральным законом об ООПТ и включающих обязательность отражения в положениях о конкретных ООПТ их задач, особенностей режима и перечня основных объектов особой
охраны;
в) что режимы всех категорий ООПТ (включая государственные природные заказники и памятники природы) и их охранных зон определяются индивидуальным положением, разрабатываемым в соответствии с типовым положением;
г) что в состав ООПТ входят также участки недр (дополнение в преамбулу Федерального закона).
2. До внесения изменений в законодательство ввести мораторий на согласование решений органов власти субъектов Российской Федерации об изменении границ ООПТ (кроме их расширения или исключения части региональной ООПТ, включенной в границы вновь созданного заповедника,
национального парка или федерального заказника) и разрешению на ООПТ видов хозяйственной деятельности, указанных в п.1.
3. Подготовить и в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части формирования экологического каркаса России:
обеспечивающего устойчивое существование природно-заповедного фонда как системы территорий с преобладанием естественных процессов;
объединяющего ООПТ и природоохранные территории, выделенные на основе лесного, водного, охотничьего и иного законодательства;
охватывающего все находящиеся под угрозой исчезновения, деградации или иного ухудшения состояния элементы биологического и ландшафтного разнообразия в регионах России.
4. Разработать с участием экспертного сообщества и до 1 января 2025 года внести в Правительство Российской Федерации проект предусмотренного статьей 2 (п.10) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» положения об охранных зонах отдельных категорий ООПТ, предусмотрев в нем запрет наиболее экологически опасных видов хозяйственной деятельности,
перечисленных в подпункте «а» пункта 1.
5. Инициировать разработку систему подготовки рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню развития территориальной охраны природы.
6. Разработать и утвердить порядок согласования с Минприроды России решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о создании ООПТ регионального значения и об изменении режима их особой охраны, включающий сроки, условия и основания принятия решений о согласовании либо в отказе согласовании, минимизирующий возможности для злоупотреблений.
7. Обеспечить открытость информации о согласованиях Минприроды России решений о создании ООПТ регионального значения и об изменении режима их особой охраны, путём её размещения на официальном сайте министерства.
8. Инициировать предложение о внесении изменений в статью 346.12 Налогового кодекса РФ в части возможности перехода на упрощенную систему налогообложения государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление ООПТ федерального и регионального значения.
II. Федеральному агентству лесного хозяйства:
1. Включить в План проведения лесоустройства на 2025 – 2026 годы
лесничества, в отношении которых вынесены судебные акты в части признания
незаконным нахождения эксплуатационных лесов в границах ООПТ, а также
обязывающие Рослесхоз провести лесоустройство в таких лесах.
III. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
1. Провести анализ законов субъектов Российской Федерации об ООПТ в
части выявления их несоответствия требованиям федерального законодательства
(в том числе в части установления порядка упразднения ООПТ и исключения из
их состава земельных участков и водных объектов) и в случае выявления такого
несоответствия принять меры по отмене соответствующих норм.
2. Поручить органам прокуратуры Ивановской, Мурманской, Тверской,
Томской и Смоленской областей, Камчатского края, республик Алтай, Карелия,
Коми, Мордовия и Саха (Якутия) провести работу по оспариванию в судебном
порядке лесохозяйственных регламентов лесничеств в части отнесения лесов на
ООПТ к эксплуатационным лесам.
IV. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1. Создать государственные учреждения, осуществляющие управление
ООПТ регионального значения, наделенные полномочиями по государственному
контролю (надзору) в области охраны и использования ООПТ, во всех регионах
России, где такие учреждения до сих пор отсутствуют.
2. Обеспечить приведение нормативных правовых актов в сфере
государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ в
соответствии с действующим федеральным законодательством.
3. В соответствии с нормами подпункта 1 статьи 12 Федерального закона
«Об экологической экспертизе» включить в перечень проектов документов в
области охраны окружающей среды и природопользования, утверждаемых
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и

являющихся объектами государственной экологической экспертизы, проекты
внесения изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих
реорганизацию, изменение границ (кроме расширения территорий) или режима
особой охраны ООПТ регионального значения.
4. До внесения дополнений в перечень проектов, указанных в п.3, ввести
мораторий на исключение любых земельных участков и водных объектов из
состава ООПТ регионального значения.
5. Обеспечить:
утверждение положений и паспортов на все ООПТ регионального значения;
внесение сведений об ООПТ регионального значения в Единый
государственный реестр недвижимости.
6. Разработать и утвердить типовые (общие) положения о всех категориях
ООПТ регионального значения, предусмотренных законодательством субъекта
Российской Федерации и включающих обязательность отражения в положениях о
конкретных ООПТ их задач, особенностей режима и перечня основных объектов
особой охраны.
7. Разработать и утвердить нормативы расчёта минимального количества
государственных инспекторов, осуществляющих государственный контроль
(надзор) на ООПТ, для каждой категории ООПТ регионального значения.
8. При разработке региональных Правил организации и осуществления
туризма на ООПТ не ограничиваться включением норм соответствующих
Типовых правил и насыщать документ позициями, отражающими специфику
туризма на ООПТ в конкретном регионе.
9. Не устанавливать взимание платы за посещение ООПТ регионального
значения, если конкретная ООПТ не оборудована современными аншлагами,
обустроенными экологическими тропами, смотровыми площадками,
наблюдательными вышками, местами отдыха и иной соответствующей
инфраструктурой, приуроченной к объектам показа природных и историкокультурных достопримечательностей. В случаях, если плата за посещение ООПТ
регионального значения, не оборудованных соответствующей инфраструктурой,
уже введена, безотлагательно разработать и утвердить планы оборудования
данных ООПТ соответствующей инфраструктурой.
10. Отказаться от проведения на ООПТ т.н. «благоустройства» в виде
мероприятий, направленных на создание дополнительного комфорта для
пребывания и отдыха граждан на природе, если такие мероприятия
малосовместимы с миссий ООПТ по сохранению биологического и ландшафтного
разнообразия.
11. Не допускать подмены понятия «экологический туризм» рекреационным
использованием территории, не содействующим сохранению
биоразнообразия, разрушающим окружающую среду, не обеспечивающим
минимизацию нарушений экосистем и не имеющим познавательной
направленности.

ССЫЛКА https://vk.com/public188112121?w=wall-188112121_816

Добавить комментарий