Customize Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorized as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customized advertisements based on the pages you visited previously and to analyze the effectiveness of the ad campaigns.

Проблемы и перспективы рынка лекарственных препаратов для ветеринарного применения обсудили на выставке Pharmtech & Ingredients 2024

В рамках выставки Pharmtech & Ingredients 2024 прошел круглый стол «Рынок лекарственных препаратов для ветеринарного применения: его особенности, проблемы и перспективы».

Тимур Чибиляев, исполнительный директор «Национальной ветеринарной ассоциации», привел данные статистики рынка ветпрепаратов в России: Объем препаратов для питомцев – 33,1 млрд рублей (34%), для с/х животных – 64,6 млрд рублей (66%). Препараты иммунобиологические занимают 32,1 млрд рублей (33%) и химико-фармацевтические в форме таблеток – 65,6 млрд рублей (67%).

Рынок ветеринарных препаратов в России, по словам Тимура Чибиляева, динамично развивается, согласно динамике рынка к 2030 году ожидается 176,8 млрд рублей с НДС. Импорт при этом постепенно вытесняется отечественными и белорусскими производителями. Доля отечественных производителей, согласно докладу, выросла с 42 до 46%.
 

 

Приоритетными направлениями для инвестиций названы иммунобиологические препараты, препараты для питомцев, а также порошки и грануляты для индустриального сегмента АПК. Также Чибиляев отметил, что были пересмотрены стартовые и целевые показатели по ИБП – факт поднят на 19%, а цель на 13% по сравнению с апрелем 2024 года.
 
Программы поддержки отрасли

Ксения Пугачева, начальник отдела нормативно-правового регулирования в сфере обращения лексредств, кормов и кормовых добавок для животных Министерства сельского хозяйства РФ, рассказала о программах поддержки производителей ветпрепаратов.

Производство на территории РФ осуществляют 95 производителей (13% — государственные, 87% — коммерческие). На данный момент зарегистрировано 2388 ветеринарных лекарственных препаратов, из которых 1507 – отечественного производства (63%). По состоянию на 31 октября 2024 года: производство иммунобиологических ветпрепаратов составляет 27 082 601 тыс. доз, ввод – 13 781 820 тыс. доз. Что касается производства химико-фармацевтических препаратов – 139 031 739 упаковок, ввоз – 21 180 280 упаковок.
 

Пугачева подробно рассказала о подпрограмме «Развитие технологий производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения». Она предусматривает разработку научных основ технологии разработки вакцин нового типа для профилактики и лечения болезней животных, способствующих обеспечению защиты здоровья, а также сохранности поголовья и увеличению технологических характеристик с целью импортозамещения.

К задачам подпрограммы были отнесены:
— Обеспечение внутренней потребности в лекарственных препаратах для ветеринарного применения, произведенных по новым (улучшенным) отечественным технологиям
— Создание и внедрение в производство современных отечественных технологий и методов контроля качества лекарственных препаратов для ветеринарного применения
— Формирование современной научно-технической базы разработки и производства отечественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения и технологий их производства в рамках обеспечения защиты здоровья животных.

Кроме этого, спикер описала структуру нового национального проекта по обеспечению технологического лидерства «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» и федеральной программы «Ветеринарные препараты». Данный федеральный проект (сейчас он проходит согласование) подразумевает предоставление субсидий для возмещения части затрат вместо грантовой системы:

— Предоставление субсидий вузам и НИИ на обновление материально-технической базы, осуществляющих разработку лекарственных средств для ветеринарного применения (на оснащение лабораторным оборудованием, текущий ремонт)
— Предоставление субсидий производителям лекарственных средств для ветеринарного применения на возмещение затрат на создание и модернизацию объектов инфраструктуры производства
 — Льготное инвестиционное кредитование на строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение предприятий, цехов (объектов), участков, мощностей по производству лекарственных средств для ветеринарного применения (субсидия банкам на возмещение недополученных доходов)

На реализацию данного проекта на 2025-2027 годы, по словам эксперта, предусмотрено 5,13 млрд рублей.
 
 
Новые правила ЕАЭС

 

Евгения Алексеева, советник отдела ветеринарных мер Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии, привела перечень правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств в Евразийском экономическом союзе. Одним из острых моментов, по словам спикера, остаются переходные периоды на работу по новым правилам: в период с 13 марта 2024 года по 31 декабря 2027 года сохраняется национальная регистрация ВЛП и иные связанные с ней процедуры», но в целях обращения таких ВЛП только на территории соответствующего государства-члена ЕАЭС. Спикер объяснила процедуру регистрации ВЛП и иные процедуры, связанные с регистрацией, а также привела оценку производства ВЛС.
 
Кроме того, Алексеева рассмотрела изменения, которые вносились в Решение №1 и рассказала, что сейчас идет разработка третьего пакета изменений с корректировкой сроков переходных периодов.
 
 
 
Регистрация ветпрепаратов и изменение национального законодательства
 
С докладом на мероприятии выступила Марина Осянина, заместитель начальника Отдела организации государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения Управления государственного ветеринарного надзора Россельхознадзора. Она коснулась изменений национального законодательства в связи с правилами ЕАЭС.
 
Приведение нормативно-правовых документов в соответствие с наднациональным законодательством:

1. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в части:

• Оптовой торговли лекарственными средствами (1 01.09.2021 — Решение Совета ЕЭК от 03.11.2016 № 80 «Об утверждении Правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза»);
• Регистрационных удостоверений лекарственного препарата — запись в государственном ресстре (с 01.01.2025);
• Полномочий Россельхознадзора по осуществлено регистрации, подтверждения регистрации, внесению изменений и иных связанных процедур с регистрацией.

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в части:

• Полномочий Россельхознадзора и по осуществлению представления информации о ВЛИ и о процедурах, связанных с регистрацией ВЛП с использованием интегрированной информационной системы,
• Установления формы выписки из государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения (с 01.01.2025).

Направлены предложения по внесению изменений в:

• Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» в части:
— выдачи разрешений на проведение клинического исследования иммунологического лекарственного средства, содержащего в своем составе живые патогенные микроорганизмы;
— ведения реестра выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственного препарата.

• статью 333.32.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части установления размеров сборов (пошлин) или иных обязательных платежей, предусмотренных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21.01.2022 № 1.

 
Помимо этого Осянина привела статистику по госрегистрации препаратов.
 
 
 
Далее слово взяла Василина Грицюк, заместитель директора, ФГБУ «ВГНКИ». Она рассказала об импортозамещении в отрасли и процедуре регистрации по ускоренной процедуре (механизм действует до конца года, но должен быть продлен).
 
 
 
Особенности проведения GMP-инспекций

 

Данил Рудняев, советник директора ФГБУ «ВГНКИ», подчеркнул важность подготовки площадки, общения с производителем, наличия схемы производственных участков. Также он раскрыл тему инспектирования и проверки производителей лекарственных средств для ветеринарного применения на соответствие требованиям GMP.
 

После спикер продемонстрировал перечень наиболее часто встречающихся несоответствий при инспектировании:

— Не осуществляется мониторинг аэрозольных частиц в чистых зонах классов А,В,С с целью фиксирования изменения уровня контаминации и любых ухудшений в работе системы.
— Не установлен срок хранения одежда для чистых помещений в стерильном состоянии.
— Не организован надлежащим образом контроль целостности и герметичности упаковок после их наполнения.
— Протоколы валидации процесса производства не включают в себя требуемую информацию.
— Не учтена максимальная длительность кампании при проведении валидации очистки.

 
Эксперимент по маркировке активных фармацевтических субстанций
 
Вильнур Шагиахметов, руководитель проекта «Фарма» «Честного знака» рассказал о результатах маркировки.
 
 
Также он коснулся проблем с активными фармацевтическими субстанциями:

— При проведении государственных закупок лекарственных средств отсутствует достоверная информация о производстве медицинского изделия полного цикла в Российской Федерации;

— Отсутствует функция автоматизированного реагирования на возможную недостоверность заявленного уровня локализации лекарственных средств при государственных закупках. В результате при нынешнем подходе к госзакупкам недобросовестный производитель/дистрибьютор лекарственных средств может получать преференции при госзакупках, но при этом осуществлять лишь некоторые этапы технического процесса в ЕАЭС. Например, для получения субстанций без синтеза самой молекулы, из зарубежных полуфабрикатов методами очистки и так далее.
 
Также специалист описал перспективы развития системы обязательной маркировки и проведения эксперимента по маркировке активных фармацевтических субстанций.
 

 

Использован материал Pharmtech & Ingredients 2024
 
0

Добавить комментарий