Стало известно, что холдинг USM, принадлежащий Алишеру Усманову, вышел из числа совладельцев системы обязательной маркировки товаров «Честный знак» (компания ЦРПТ). Изначально проект фирмы создавался USM совместно с госкорпорацией «Ростех» и «Элвис-Плюс групп».
Как пояснили в USM, холдинг
«давно и последовательно выходит из своих бизнес-активов в пользу работников».
Ранее ему принадлежали примерно 50% компании, но теперь никто из акционеров не владеет половиной или даже четвертью «Честного знака». Кому конкретно был продан актив, не сообщается. Покупателем мог стать менеджмент ЦРПТ.
Система маркировки «Честный знак» была запущена в России в 2019 году. Сегодня она охватывает 24 товарные категории. Процесс отслеживания продукции осуществляется с помощью уникальных цифровых кодов Data Matrix, которые применяются на каждом этапе от производства до продажи. Стоимость одного кода маркировки составляет 50 копеек без НДС. Перед введением обязательной маркировки в определённых отраслях проводятся пилотные эксперименты.
С 1 октября корма для домашних питомцев и ветеринарные препараты также попали под действие требования об обязательной маркировке товаров. В августе этого года «Зооинформ» поговорил с несколькими российскими производителями о том, какое оборудование им необходимо приобрести, как приходится менять дизайн упаковок, какие вложения делать, и в целом успевают ли они в срок адаптировать свои производственные процессы для соответствия новым требованиям. Об этом в материале «Маркировка кормов: как производители готовятся к ней и сколько это стоит».
Представители многих отраслей жалуются на сложности с исполнением таких требований. Среди них — многочисленные технические проблемы, такие как нестабильная работа меток с QR-кодом и быстрая потеря ими товарного вида, а также сложности с работой касс, невозможность вовремя промаркировать складские остатки, затраты на маркировку товаров, которые значительно выше заявленных, поскольку включают расходы на оборудование и обслуживание. При этом расходы для малого и крупного бизнеса фактически одинаковы и в итоге ложатся на потребителей. Кроме того, особенности функционала приложения «Честного знака» не позволяют участникам рынка разобраться в настройках личного кабинета, а ответа техподдержки можно ждать до двух недель.
В ноябре этого года в Санкт-Петербурге прошло заседание рабочей группы, обсуждавшей проблемы маркировки, с участием представителей Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора «Честного знака», предпринимателей и депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В ходе встречи Наталия Астахова, депутатка Заксобрания, спросила представителей ЦРПТ о том, есть ли достоверные данные о влиянии маркировки товаров на их качество. Такие исследования проводит ВШЭ по заказу Минпромторга, сказал Михаил Селезнёв, куратор по СЗФО департамента региональных представительств ЦРПТ, но их результатами не поделился.
По итогам заседания депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга и бизнес-омбудсмен города Валерий Калугин отправили запрос в Минпромторг с предложением ввести мораторий на проверки и штрафы для производителей и продавцов товаров лёгкой промышленности, которые связаны с системой маркировки «Честный знак».
Источник: Cnews и Зооинформ